Мотивация персонала. Невыгодные мотиваторы

опубликовано , просмотров: 1427

Если затраты на мотивацию окупаются и приносят прибыль, то это здорово. Но чаще всего инициатива наказуема, и здесь уместна старая советская поговорка «Инициатива е..т инициатора».

Большая зарплата — невыгодный мотиватор

Повышать зарплату, это значит уменьшать прибыль. Так делать можно, если зарплата составляет мизерный процент от выручки. Но чаще ситуация обратная.

Прибыль — это самый важный ресурс и его надо беречь, а не разбазаривать. Мы с вами не Газпром. Даю 90 из 100, что повышение зарплаты никак не скажется на продуктивности сотрудника. Исключением может стать сотрудник, который честно работал свои 8 часов в день, а за прибавку готов честно отрабатывать по 10 часов в день. Тогда прирост к результату должен быть 25%.

Прибавка к зарплате может повлиять только на то, что сотрудник останется работать или уйдет. Но, если вам скажут: «При повышении зарплаты я буду работать усерднее», то это чистой воды вранье. Ничто не заставит сотрудника работать постоянно на 130% от его возможностей. Повышение результативности возможно, но на очень короткий срок, до первой усталости.

На первый взгляд увеличение зарплаты может помочь решить сразу несколько вопросов:

  • Упрощается задача при поиске и наборе сотрудников. Зарплата выше рыночной — это хорошая причина прийти на собеседование. Кандидатов будет больше, и, возможно, они будут опытнее. Но те, кто пришел за повышенной зарплатой уже через 4-6 месяцев начнут в один голос опять просить о следующем повышении зарплаты. Ведь они пришли сюда только за деньгами. Время идет и аппетит будет расти.
  • Если платить больше, то и «спросить» с сотрудника можно вдвойне. Я сам попадался не раз в эту ловушку. Так кажется только во время найма, а на деле «спросить» либо некогда, либо просто не заведен такой порядок — снимать результаты. Опытный руководитель должен уметь «спросить» с любого сотрудника. С повышенной зарплатой и с обычной.

Надо платить среднюю по рынку зарплату. Сотрудники могут ныть регулярно, но надо как-то держаться.

Соцпакет — невыгодный мотиватор

В любом его проявлении. Будь то оплачиваемый отпуск или алкоголь на 8 марта. Помимо зарплаты придется платить еще и социальные нагрузки. Эти выплаты к вам никак уже не вернутся. Народ ищет халявы и все.

Официальное трудоустройство — невыгодный мотиватор

По закону работодатель — это налоговый агент, который должен изъять 13% от зарплаты и перевести государству. А на деле получается, что работодатель платит эти 13% из своего кармана, потому что сотрудник не согласен уменьшать свою зарплату на размер налогов. Если договорились на 10 тыс. рублей, то сотрудник хочет получить свои 10 тыс. рублей, а кто за него налоги будет платить, это его не касается. Плюс будут отчисления в Пенсионный фонд и Соцстрах, это еще 20% от официальной зарплаты.

Платежи на официально оформленных сотрудников никак не вернутся. Сотрудники не будут работать от этого продуктивнее. Испытано на своих сотрудниках.

Просторный офис — невыгодный мотиватор

Сотрудники будут ныть, что им тесно и шумно. Но даже если дать каждому работнику по отдельному кабинету, то продуктивность работы не увеличится ни на рубль. Можно попробовать выгнать из офиса тех, кто может работать дома, но тогда надо придумать, как их контролировать удаленно. Также не стоит брать запас площади под мифическое развитие, планировать можно все что угодно, а будет все равно по-другому.

Есть мнение, что большой современный офис — это плюс для компании в глазах сотрудников. Я это проверял на своем офисе. При наборе сотрудников это может повлиять на привлекательность вакансии. Но только на определенный класс людей. А именно на ватокатов, которые ищут просторный офис с большим столом и креслом, чтобы развалиться на нем и зависать в социальных сетях, как дома.

Такие сотрудники сбегают первыми, когда дело доходит до серьезной работы. Чуть перегрузите и вам скажут «Мы так не договаривались, это не моя обязанность». И просторный офис не сможет повлиять на ситуацию.

Последний большой офис был 250 кв.метров на 20-30 человек. Это по 10 квадратов на каждого. У некоторых сотрудников комнаты в квартире меньше. Расходы на офис были ежемесячно 130 тыс. рублей. За год работы в этом офисе я не почувствовал разницу с прошлым офисом за 70 тыс. рублей.

Бесплатные обеды

Тоже мной испытано на себе, прочитать можно в статье про привлекательность рабочего места. Бесплатная еда не прибавляет привлекательности вакансии. Также ничего не происходит и с результативностью работы сотрудников. Просто все едят бесплатно с барского плеча, вот и все. Мы платили в столовой по 100 рублей за сотрудника. Просто улетало 40 тысяч рублей в месяц даже без намека на повышение продуктивности.

Еще был опыт по снабжению офиса из 20 человек бесплатными кофе, чаем, сахаром и конфетами. Когда сахар был рафинад, то некоторые особи уносили его в карманах. Когда рафинад заменили на сахар-песок, то его стали отсыпать в подготовленные мешочки и тоже уносить домой. Со всеми остальными халявными плюшками была та же участь.

Я не заметил изменения в поведении сотрудников от всех этих нововведений.

Дополнительное обучение персонала

Я приглашал ученых людей и мы проводили командные тренинги и дополнительное обучение по продажам. После двух недель обучения отклик от сотрудников был такой: «Нам это не надо, это отнимает время». Никто из сотрудников не заметил повышения продуктивности в работе. А я не заметил повышения лояльности к компании и увеличения мотивации.

Просто хреновые мотиваторы

Сюда же добавлю те системы мотивации, которые можно вводить бесплатно, но они все равно не работают.

Мотивация через рейтинг сотрудников. Это когда на стену вешается график или таблица, где указано, кто как работал в прошлом месяце. Или это специальная доска почета с фотографиями.

Есть 2 причины почему это не работает. Первая причина — потому что все лузеры однажды привыкают к своему статусу и в следующем месяце это их уже совсем не беспокоит. Это знакомо для тех, кто в школе учился плохо. Привыкаешь постоянно хватать двойки, а пятерки мотивируют, но не настолько, чтобы делать домашнюю работу самому. Гораздо проще списать. То же самое чувствуешь, когда едешь на старой машине. Да, она старая, но это уже привычно и беспокоит меньше всего.

А во-вторых, для тех, кто работал плохо — это официальное доказательство, что ему здесь не место. Это скорее не мотивация, а наоборот. В компаниях бывают ситуации, когда 8 отстающих совместно отрабатывают больше клиентов, чем трое лучших. Поэтому надо трижды подумать перед тем, как устраивать состязания среди профанов.

Но все фастфуды, начиная с Макдоналдс считают своим долгом вешать на стену лучшего сотрудника месяца. Наверно, это работает. Но здесь ситуация другая, это видят не только сотрудники, но еще и клиенты. Ну и лузеров здесь не вывешивают.

Мотивация борьбой между группами. У меня был опыт, когда мы пытались разделить всех продавцов на группы и навязать им конкуренцию между собой. Это не сработало, потому что люди не ощущали себя близким сообществом и командой и не были готовы отдавать лишние силы на работу, только для того, чтобы победить другую группу.

Резюме

Все, что я здесь написал, это мой личный опыт работы с персоналом.

Статья написана в апреле 2016 года.
Вступите в группу Darin-show.ru - блог предпринимателя, если хотите первыми узнавать о выходе новых статей.

Если есть что сказать - напишите в комментариях.

Оставить комментарий

Оставить комментарий